Неделя 36-я по Пятидесятнице.

11 февраля 2024 г. в неделю 36-ю по Пятидесятнице, настоятель храма протоиерей Андрей Шихалов совершил Божественную литургию. 

В этот день церковь чтит память священномученика Игнатия Богоносца. Святой Игнатий Богоносец имеет особое значение для нас, потому что он близко общался с апостолами, непосредственно от них слышал христианское учение и был свидетелем распространения и развития первых христианских общин.Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 72 году, скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (в столице Сирии) стал Игнатий.  В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался. Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее. Услышав о мужестве святителя, Траян прекратил гонения на христиан.

Евангельский отрывок воскресного дня повествует о мужестве женщины-язычницы, которая страдала о дочери  жестоко страждущей. По толкованию святителя Иоанна Златоуста она не осмелилась привести беснующуюся к Учителю, но, оставив ее дома на одре, сама умоляет Его и объявляет только болезнь, ничего более не прибавляя. И не зовет Врача в дом свой, подобно тому князю, который говорил: пришед возложи руку Твою (Мф. IX, 18), — или тому цареву мужу, который сказал: сниди прежде даже не умрет отрочищ мой (Ин. IV, 49); но поведав о своем горе и тяжкой болезни дочери, обращается к милосердию Владыки и громким голосом вопиет, прося помилования не дочери своей, но себе самой: помилуй мя! Как бы так говорила она: дочь моя не чувствует болезни своей, а я терплю тысячи различных мучений; я больна, я чувствую болезнь, я беснуюсь, и сознаю это. Он же не отвеща ей словесе. Что значит этот новый и необыкновенный поступок Иисуса? Иудеев и неблагодарных вводит, и злословящих призывает, и искушающих не оставляет, а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит, которая не знала ни закона, ни пророков, и между тем показывает такое благочестие, Он не удостаивает даже и ответа. Но приступльше ученицы Его, моляху Его, глаголюще: отпусти ю, яко вопиет в след нас. Так и мы, когда желаем склонить к чему-либо другого, часто говорим не то, что бы хотели. Христос же отвечает: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева.

Как же поступила жена? Умолкла ли она, услышав это? Отошла ли? Потеряла ли бодрость? Нет! Она еще более усилила свои моления.

Что же Христос? Он и тем не удовольствовался, но еще более умножает ее недоумение, говоря: несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом. Удостоив ответа, Господь своими словами еще более поразил ее, нежели молчанием.

Жена любомудрствует, показывает великое терпение и веру. Я знаю, — говорит она, — что чадам необходимо давать пищу; но и мне она не совсем возбранена, не смотря на то, что я подобна псу(хороший хозяин кормит свою собаку). И пси, — говорит она, — ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих. Он называет иудеев чадами, — а она господами. Он называет ее псом, — а она приписывает себе и действие свойственное псу.

Что же Христос? О, жено, — восклицает Он, — велия вера твоя! Буди тебе, якоже хощеши, — т. е. вера твоя может сделать и больше этого, но буди тебе, якоже хощеши! Это восклицание подобно повелению: да будет небо — и бысть. И исцели дщи ея от того часа. (Иоанн Златоуст, свт. (†407), Беседы на Евангелие от Матфея).

А святитель Тихон Задонский так поучает нас: «Молитва прилежная с верою все получает, чему пример подает жена оная хананейская, во Евангелии упоминаемая… По подобию жены тоя, должно и нам с верою толкать в двери милосердия Божия, и вменять себе аки псов, которые ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих, да тако призрит и на наше смирение Иисус Христос Господь наш, Который призрел на смиренную и верную молитву жены хананейския» (Тихон Задонский, свт. (†1783), Творения)