Житие святых известно нам по памятнику древнерусской литературы 16 века «Повесть о Петре и Февронии», написанному уже после причисления их к лику святых. Автор широко использовал народные предания, передававшиеся устно, поэтому «Повесть…» больше напоминает сказы, а не жития. Обычно в подобных сказаниях будущие святые предстают идеальными героями, однако с Петром все обстояло иначе Младший брат Муромского князя, Петр, сражаясь с дьяволом в облике змея, получил неизлечимую кожную болезнь. Однажды в ночном видении ему было явлено, что излечить его способна только дочь простого древолазца Феврония. Девушка потребовала в награду за излечение, чтобы Петр женился на ней, и он согласился, но затем нарушил свое обещание. Когда же его тело вновь покрылось язвами, он выполнил свое обещание и женился на вылечившей его Февронии. Когда Петр после смерти брата вступил на княжеский престол в Муроме, бояре единодушно выступили против его супруги из-за ее простонародного происхождения и поставили Петра перед выбором: либо жена, либо престол. На этот раз Петр проявил настоящее мужество и вместе с женой уплыл в лодке из Мурома. Довольно редкая икона святых Петра и Февронии изображает этот момент, причем на супругов снисходит Божье благословение. В Муроме же начались волнения и междоусобицы, и, в конце концов, боярам пришлось попросить Петра вместе с Февронией вернуться. Их княжение было мудрым и справедливым, а жизнь – благочестивой и посвященной добрым делам. В конце жизни они приняли монашество: Петр – под именем Давид, а Феврония – под именем Ефросинья. Скончались они, как и просили Господа, в один день, и хотя они находились в разных обителях, тела их чудом оказались в одном гробу. Неразлучные при жизни, они и после смерти остались вместе.

Значение иконы Петра и Февронии Муромских в том, что она являет нам такой образец любви и беззаветной верности, о которых мечтает каждая пара, вступающая в брак. Недаром икона Петра и Февронии на свадьбу считается самым лучшим подарком для молодоженов. На иконе Феврония держит в руке голубя, а взгляд Петра исполнен глубокой нежности и любви, но не плотской, а духовной.

Если вспомнить историю жизни этой святой супружеской пары, то с самого начала их отношения складывались не идеальным образом (вспомним первый отказ Петра от женитьбы), но затем им удалось построить крепкую семью и сохранить единство и глубокую привязанность в горе и в радости. Их семья – пример для молодоженов.

Перед иконой Петра и Февронии Муромских молятся об укреплении семейных уз, сохранении любви и взаимоуважения, о терпимости к слабостям друг друга, о решении разного рода бытовых проблем, встающих перед семьей, и, конечно же, о воспитании здоровых и хороших детей. Молитва перед иконой вселяет в душу уверенность, готовность пожертвовать многим ради дорогого сердцу человека, сохранения любви и мира в семье.

Частицы мощей святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских находятся в мощевиках, расположенных внизу иконы. Прихожане и гости нашего храма имеют уникальную возможность приложиться к этим святыням. Следует отметить, что это единственный на территории Беларуси храм, имеющий своими покровителями защитников и хранителей семейного очага и брака Петра и Февронию, Муромских чудотворцев.

Десятки семей, столкнувшихся с бессилием медицины, отчаявшихся в чадорождении, за последние несколько лет смогли вымолить у святых долгожданное дитя, испытать радость материнства и отцовства.

Целование святых икон и мощей святых угодников Божиих (частей их останков) – это выражение благоволения к ним как к святыне и любви к святым, изображенным на иконе или почивающим в своих святых останках. Кто верит в спасительную силу Божию, проистекающую через эти святыни, тому дается спасительная благодать. Через них демоны отгоняются, болезни обращаются в бегство, немощи врачуются, искушения и скорби прекращаются у тех, кто искренне верят в помощь Господа и своих небесных заступников.


Ватопедскую икону Божией Матери «Отрада», или «Утешение», наш храм в 2013 году получил в дар от монастыря, находящегося на Афоне, со следующим текстом: «Сей список иконы Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» писан на Святой Горе Афон во Священной Великой Обители Ватопед, при игумене господине кир Ефреме архимандрите, для храма, освященного в Ее честь при приходе святых и благоверных Петра и Февронии Муромских в Гомеле, в Беларуси в год 2013 от Рождества Христова».

Ва­то­пед­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­дит­ся в древ­нем Ва­то­пед­ском мо­на­сты­ре на Афоне, в хра­ме Бла­го­ве­ще­ния. На­зва­ние Ва­то­пед­ской она по­лу­чи­ла от то­го, что близ это­го мо­на­сты­ря упал в мо­ре с ко­раб­ля юный ца­ре­вич Ар­ка­дий и чуд­ным за­ступ­ничеством Бо­жи­ей Ма­те­ри был пе­ре­не­сен на бе­рег це­лым и невре­ди­мым. Здесь на­шли его, сп­я­щим под ку­стом, неда­ле­ко от оби­те­ли. От это­го со­бы­тия и про­изо­шло на­зва­ние «ва­то­пед» («куст от­ро­ка»). Свя­той царь Фе­о­до­сий Ве­ли­кий в бла­го­дар­ность за чуд­ное из­бав­ле­ние сы­на пожаловал монастырю богатые дары и икону Богоматери. После того, как император объявил себя ктитором монастыря (устроитель, украситель), икона стала именоваться еще и Ктиторской, а иконе дали имя «Отрада».

Через годы добавилось еще одно слово – «Утешение».

На Ва­то­пед­ской иконе лицо Богоматери обращено к пра­во­му пле­чу в па­мять то­го, что она в 21 января 807 го­да об­ра­ти­ла Свое ли­цо к игу­ме­ну мо­на­сты­ря, сто­яв­ше­му на мо­лит­ве близ свя­той ико­ны, и пре­ду­пре­ди­ла его о на­ме­ре­нии раз­бой­ни­ков огра­бить оби­тель.

В то вре­мя, ко­гда раз­бой­ни­ки жда­ли от­кры­тия во­рот, за­кон­чи­лась утре­ня, и бра­тия ста­ла рас­хо­дить­ся по ке­льям для вре­мен­но­го от­ды­ха. В церк­ви остал­ся один на­сто­я­тель мо­на­сты­ря. Вдруг от сто­я­щей вбли­зи ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри он услы­шал жен­ский го­лос, пре­ду­пре­жда­ю­щий об опас­но­сти, гро­зив­шей мо­на­сты­рю. Игу­мен устре­мил свой взор на ико­ну и уви­дел, что ли­ки Бо­го­ро­ди­цы и Бо­гом­ла­ден­ца из­ме­ни­лись. Ва­то­пед­ская ико­на Бо­жьей ма­те­ри бы­ла по­доб­на «Оди­гит­рии», на ко­то­рой Бо­гом­ла­де­нец все­гда изо­бра­жа­ет­ся с бла­го­слов­ля­ю­щей ру­кой.

И вот игу­мен ви­дит, как Иисус под­нял Свою ру­ку, за­граж­дая уста Бо­го­ро­ди­цы, со сло­ва­ми: «Нет, Мать Моя, не го­во­ри им это­го: пусть они на­ка­жут­ся за гре­хи свои». Но Бо­го­ро­ди­ца, укло­ня­ясь от Его ру­ки, дву­крат­но про­из­нес­ла те же сло­ва: «Не от­вер­зай­те се­го­дня врат оби­те­ли, а под­ни­ми­тесь на сте­ны мо­на­стыр­ские и раз­го­ни­те раз­бой­ни­ков».

По­ра­жён­ный игу­мен тот­час со­брал бра­тию. Все были изумлены из­ме­не­ни­ем очертания иконы Божьей Матери. По­сле бла­годар­ствен­ной мо­лит­вы пе­ред свя­тым об­ра­зом во­оду­шев­лён­ные ино­ки под­ня­лись на мо­на­стыр­ские сте­ны и успеш­но от­ра­зи­ли на­па­де­ние раз­бой­ни­ков.

В память об этом чудесном событии пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной с 807 года горит неуга­си­мая лам­па­да.

В 862 году арабы вторглись на Святой Афон. Разрушать монастырь они не стали. Настоятель монастыря спрятал от поругания икону и горящую свечу в колодец, закрыв вход мраморной плитой. Вернулся из плена старец только через 70 лет. Открыв вместе с монахами, которые восстанавливали покинутую обитель, тайник, он обнаружил икону и горящую свечу на месте. До нынешнего дня горит та свеча, с целью сбережения иноки только добавляют воск к ее основанию.

Великими почестями пользуется икона Божией Матери «Отрада и Утешение» — значение ей придает и факт чудесного обретения, и содержание. Сейчас этот образ делает Ватопед одним из наиболее посещаемых паломниками монастырей, также засвидетельствовано немалое количество чудес по молитве к образу. Икона Богородицы «Отрада», или  «Утешение», застыла в той самой форме, в которой явилась настоятелю и монахам монастыря в древности. Как гласит предание, Богомладенец на иконе, когда пришел в движение, протягивал руку к устам Богоматери, дабы не дать той предупреждать монахов. Господь посылал свою кару на монастырь и считал подвижничество этих иноков неподобающе старательным. Пречистая Дева взяла руку Богомладенца в свою и немного усмирила его, как позволительно только матери и великой заступнице людей.  Христос строг к своим последователям и взирает строго, а Божья Матерь проявляет свою милость и доброту. Господь всегда дает возможность раскаяться.

Именно благодаря такому уникальному содержанию этот образ часто помогает верующим уберечься от различных невзгод. К примеру, есть много свидетельств о том, как списки иконы использовали для того, чтобы обходить крестным ходом города, которые подвергались эпидемиям. Помимо этого, святой образ известен как защитник от  вторжения иноземцев, от различных болезней и природных катаклизмов. Перед иконой молятся и для того, чтобы одолеть врагов внутренних: страсти и склонности к грехам.


В иконе преподобной Манефы Гомельской находится частица мощей этой святой.