10 сентября 2023 г. в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, настоятель храма протоиерей Андрей Шихалов совершил Божественную литургию. Еще недавно мы слышали СПРАВЕДЛИВЫЕ слова :»Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.»(Мф.21;41) А что сегодня:»Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир.»(Мф.22;2-3).Справедливость и милосердие — где же эта золотая серединка, которая ведет человека к Богу. Погубил ли хозяин виноградника несчастных злодеев и убийц?Нет, Он их призывает к веселью. Ибо Он говорит: «тельцы Мои и что откормлено, заколото». Какой пышный пир, какое великолепие! Но и это их не обратило. Даже напротив, чем Он больше долготерпел им, тем более они ожесточались. Ибо они не пришли на брак по лености, а не потому, что заняты делами. Для духовных дел должно оставлять все другие занятия, даже необходимые. Но не это одно худо, что они не пришли, но вот что всего безрассуднее и ужаснее – они пришедших весьма худо приняли: надругались над ними и убили, что гораздо хуже прежнего. Прежде приходили к ним требовать плодов, и приходившие были убиты; теперь приходят от Убиенного ими звать на брачный пир, и также они убивают их. Что может сравниться с такой жестокостью? Что может быть хуже этого? Это есть третья их вина. Первая вина та, что они побили пророков; вторая, что они убили Сына; наконец, третья, что, призываемые от Убиенного ими, на брачный пир не идут, но представляют причины, которые, хотя благовидны, но из этого мы научаемся, что, хотя бы удерживала нас и необходимость, духовное должно предпочитать всему».(Троицкие листки №801-1050). Вот так грех уродует природу человека, делая его демоноподобным существом, единодушных с миром падших ангелов. Посему и участь этих несчастных такова:»Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.»(Мф.22;7) Дальнейший смысл притчи прекрасно толкует блаженный Феофилакт:»Царство небесное – брачный пир Сына Божия – принадлежит всем; оно для всех людей, от самого лучшего до самого худшего, от самого мудрого до самого простого. Ибо никто из людей не приходит в этот мир без главной отличительной черты человеческой, без того что человека делает особым существом. А это – богообразная душа. Богообразностью своей каждый человек есть гость, приглашенный на брачный пир Сына Божия. Всехъ, кого найдете, зовите на брачный пиръ. Слуги это и делают: Собрали всехъ, кого только нашли, и злыхъ и добрыхъ (стих 10). Злых? Да, ибо и само их присутствие на браке Сына Божия и их участие в победе и торжестве над грехом, смертью, и диаволом, очищает их от всякого греха, и они из злых делаются добрыми: благодатная сила воскресения Христова настолько располагает их к добру Христову, к царству небесному Христову, что они преображаются из злых в добрых. Что это так, показывает дальнейший ход притчи: Царь – Бог наказывает человека, который присутствует на браке Сына Божия без брачной одежды. Это что значит? Без брачной одежды = без креста и крещения, без плодов победы над смертью, и остальных евангельских дел и сил, без того, во что облачается христианин. Во что? – во Христа: «Все вы, во Христа крестившiеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). «Если же кто Духа Христова не имеетъ, тотъ и не Его» (Рим. 8:9). Одетый не въ брачную одежду это человек, который весь остался рабом греха, смерти и диавола; чья душа вся расползлась во грехах, смерти и демонах. А где его место? В вечном царстве греха, смерти и диавола: в аду, где плачъ и скрежетъ зубовъ. Святой Златоуст благовествует: Ты спросишь: Почему царство небесное называется браком? Чтобы ты познал попечение Божие о нас, Божию любовь к нам, великолепие во всем. Да, чтобы ты познал, что там нет ничего скорбного и печального, и что там все исполнено духовной радостью. Поэтому и Иоанн Креститель называет Господа Христа женихом (Ин. 3:29); поэтому и апостол Павел говорит: «обручилъ васъ единому Мужу» (2Кор. 11:2); и еще: «Тайна сiя велика; я говорю по отношенiю ко Христу и къ Церкви» (Еф. 5:32). (Толкование на Евангелие от Матфея)
И в сей воскресный день Святая Церковь дает нам пищу для размышления и исправления. Будем же черпать эти благодатные воды, пока Господь долготерпит к нам. И пусть каждый человек предстанет пред Богом в брачных одеждах своей души.